taste.ru
мобильная кулинария


КУЛИНАРНАЯ ОПЕРА ДЖОАККИНО РОССИНИ
(аппетитная история)
Добавлено: 2 января 2004
Источник:

Автор «Севильского цирюльника» и «Отелло» Джоаккино Россини считал высокую кулинарию и прекрасную музыку «двумя деревами одного корня». Великий композитор до конца своих дней стремился к достижению гармонии в приготовлении блюд.

Дирижер человеческих страстей

Искусство кулинарии в чем-то сродни оперному. Ведь что выдвигает рецепт в ранг великих? Легкость приготовления, причудливые ингредиенты или небывалое их сочетание? Конечно, все это и одновременно ничего из названного. Куда важнее умение делать все с большим вкусом, привлекательность для широких масс и чувство приятного возбуждения. А это и есть музыка – великолепный микс ароматов, сенсаций, воспоминаний и будоражащих приключений. Значит, рецепт работает!

Многие великие композиторы любили изысканную кухню, а некоторые из них и сами были не чужды кулинарии. Паганини слыл таким же виртуозом венчика, как и скрипки, Гендель прославился обжорством, за что Берлиоз назвал его «бадьей, полной свинины и пива», а бедный старый Гайдн был вынужден прятать нотные рукописи от жены, которая норовила выстелить ими формы для выпечки.

Но последнее слово должно остаться за Джоаккино Россини, композитором, который любил свою стряпню так же сильно, как и свою музыку. Если бы он не был композитором, история, без сомнения, присудила бы ему звание величайшего гастронома XIX века. «Желудок – это дирижер, который управляет огромным оркестром наших страстей, – говорил он. – Пустой желудок для меня как фагот, который рычит от недовольства, или флейта-пикколо, которая выражает свое желание в визгливых тонах. Полный желудок – треугольник удовольствия или барабан радости. Есть, любить, петь, переваривать – по правде говоря, это и есть четыре действия комической оперы, которую мы называем жизнью. Тот, кто позволит ей пройти без наслаждения ими, – не более чем законченный дурак».

Про индейку с трюфелями

Биография отца оперной реформы XIX века – наполовину факты, наполовину легенда – полна гастрономических анекдотов. Говорят, однажды музыкант в спешке бежал с премьеры «Севильского цирюльника», чтобы погрузиться в детальное описание нового рецепта салата, ставшего, естественно, салатом «а-ля Россини». В написанной Стендалем биографии маэстро писатель утверждает, что ария Танкреда, Di Tanti Palpiti, была известна всей Европе не только как самая популярная оперная ария своего времени, но и как «рисовая ария», поскольку Россини написал ее во время приготовления ризотто. Примерно так же Россини черкнул арию Nacqui all’Affanno e al Pianto для «Золушки»: за час с небольшим, на уголке столика в одной из римских таверн, сидя в окружении пьющих и веселящихся друзей.
Биографы Россини расходятся во мнениях, сколько раз в жизни маэстро плакал. Некоторые утверждают, что дважды: от радости – когда впервые услышал Паганини, и от горя – когда уронил блюдо собственноручно приготовленных макарон. Большинство же склоняется к тому, что трижды: после прослушивания Паганини, после провала первой оперы, а также вслед за падением вожделенного кушанья. Что до самого кушанья, то это была либо приготовленная к праздничному обеду жареная утка с трюфелями, которую он уронил в фонтан, либо фаршированная опять же трюфелями индейка, которая выпала за борт лодки, где и проходил пикник. Ясно одно: за птицу с любимыми деликатесными грибами композитор был готов отдать если не душу, то любую из своих опер точно. Не говоря уже о чужих – ведь именно по поводу этих необычных грибов Россини заключил: «Я могу сравнить трюфели только с оперой Моцарта «Дон Жуан». Чем больше их вкушаешь, тем большая прелесть тебе открывается».

Композитор никогда не упускал возможности посмаковать индейку, фаршированную трюфелями, бывшую причиной массового помешательства гурманов того времени. Однажды Россини выиграл пари, ставкой в котором был его излюбленный деликатес. Вожделенный выигрыш, однако, Джоаккино никак не мог получить, и в ответ на настойчивые претензии маэстро проигравший оправдывался то неудачным сезоном, то тем, что первые хорошие трюфели еще не появились. «Чушь, чушь! – кричал Россини. – Это всего лишь ложные слухи, распускаемые индейками, которые не хотят быть нафаршированными!»

Гурман на диете

Россини до 37 лет писал оперы, а потом столько же лет пожинал плоды успешной деятельности, наслаждаясь жизнью и сочиняя время от времени инструментальные миниатюры. Но и в редкие моменты музыкального творчества про кулинарию не забывал: небольшая серия его фортепьянных пьес получила общее название Hors d’oeuvre («Горячие закуски»). Половину жизни Россини прожил в Париже, где блистал на званых «музыкальных» обедах в своем доме на Шоссе д’Антин или на вилле в Пасси. По субботам он приглашал к себе до трех десятков избранных гостей. Министры, послы и аристократы мечтали попасть на его роскошные приемы, где хлебосольный и остроумный хозяин предлагал изысканные блюда собственного сочинения.

Винный погреб Россини был полон винами: от бутылок раритетной мадеры до белого вина из Йоханнесбурга, которым его снабжал Меттерних, и от марсалы до портвейна из запасов короля Португалии, фанатичного поклонника композитора. Его друг барон Ротшильд как-то прислал маэстро потрясающего винограда из своей оранжереи. Россини ответил с иронией, что, мол, благодарен, но не испытывает особой нужды в «вине из пилюль». Ротшильд намек понял и послал другу своего прославленного «Шато-Лафита».

Увы, гастрономическая невоздержанность привела к естественному результату: ближе к концу жизни Россини страдал ожирением и болезнью желудка. Он лечился на французских и немецких курортах и был вынужден постоянно соблюдать строжайшую диету. Однако сохранившиеся письма с этих курортов полны подробных описаний обедов, ужинов и рецептов продегустированных им блюд и вин…

Кулинарное наследство

Несколько лет назад в Париже вышла книга под названием «Россини и грех обжорства». В ней приведено около полусотни рецептов, придуманных знаменитым гурманом своего времени, например, салат «Фигаро» из вареного телячьего языка, каннеллони (макароны) а-ля Россини, ну и, конечно, знаменитое «Турнедо Россини» – жареная вырезка с паштетом из гусиной печенки и соусом из мадеры. О том, как это аппетитнейшее блюдо получило свое название, тоже существует легенда. Все случилось в Cafe Anglais в Париже. Якобы Россини настаивал на приготовлении блюда под личным присмотром и обязал шефа готовить в комнате, которая просматривалась бы из-за его столика. Когда шеф в конце концов возмутился постоянным вмешательством, маэстро воскликнул: «Et alors, tournez le dos!» – «Если так, поворачивай обратно!» Одним словом, «турнедо».

Имя Россини носит и множество других гастрономических изысков. Некоторые великие повара посвятили маэстро свои истинные шедевры: яйца-пашот а-ля Россини, курица а-ля Россини, филе камбалы а-ля Россини. Есть и посвящение Фигаро, его бессмертному персонажу, – превосходные пирожные, или «пастиччини». А памятником опере «Вильгельм Телль» стал яблочный торт, приготовленный по случаю парижской премьеры и украшенный яблоком, сахарной стрелой и сахарным же арбалетом.

Но что самое неожиданное – оперный гений отметился и в современной массовой кухне: в Пезаро, на его родине, подают весьма смелое новшество – пиццу «Россини» с яйцами и майонезом. Вот уж действительно, уроки гармонии великого кулинарного музыканта – или музыкального кулинара – не прошли даром для его последователей. Браво, маэстро!

Photo Турнедо «Россини»
(4 порции)

Что нужно: 400 г филе говядины, 200 г белого хлеба, 2 ст. л. сливочного масла
Для начинки: 100 г паштета из печени, 6 помидоров, пол-лимона, зелень петрушки, соль, перец

Что делать: Филе нарезать кусочками поперек волокон и слегка отбить. Хлеб порезать на ломтики. В сковороде разогреть 1 ст. л. сливочного масла, поджарить хлеб. Мясо посолить, обжарить с обеих сторон на оставшемся масле, уложить на ломтики хлеба. Сверху положить по ломтику паштета. Украсить четвертинками помидоров, лимоном, веточками петрушки.

В 1 порции: 466 ккал, белки – 26 г, жиры – 20,7 г, углеводы – 46,3 г

Photo Паста «Россини»
(4 порции)

Что нужно: 300 г макарон, 300 г нежирной говядины, 2 белые луковицы, 2 моркови, 3 корешка и пучок зелени петрушки, 1 клубень сельдерея, 3 ст. л. сливочного масла, 200 г говяжьей печени, 1 ч. л. оливкового масла, 2 яйца, 200 г тертого пармезана, немного масла для смазывания формы, толченые сухари

Что делать: Обдать кипятком макароны, откинуть их на дуршлаг и вытереть их салфеткой.
В 1 л воды сварить мясо, добавить 1 луковицу, 1 морковь и коренья.
Процедить бульон через сложенную вдвое марлю. Залить макароны кипящим бульоном и на медленном огне варить до готовности. Откинуть на дуршлаг, размешать с 2 ст. л. сливочного масла. Отварное мясо нарезать кусочками.
Печень нарезать. Оставшуюся морковь нарезать тонкими ломтиками, луковицу – мелко нашинковать, зелень петрушки – мелко нарубить. Разогреть в сковороде оставшееся масло, поджарить печень, морковь и 1 ст. л. лука. Оставшийся лук обжарить до золотистого цвета на оливковом масле. Соединить вареное мясо, печень и жареный лук, прогреть смесь на сковороде, добавив 7 ст. л. бульона. Немного остудить и дважды провернуть через мясорубку. Посолить и поперчить по вкусу. Слегка взбить яйца. Гладкую форму смазать маслом, посыпать сухарями. Положить попеременно несколько слоев макарон, смазав сверху яйцом и густо посыпав сыром, и мясной смеси. Верхний слой должен быть из макарон. Посыпать тертым сыром и смазать взбитым яйцом. Разогреть духовку до 180° С. Запекать блюдо до образования золотистой корочки. Нарезать макароны «Россини» кусками и подать с бульоном.

В 1 порции: 816 ккал, белки – 53 г, жиры – 38,1 г, углеводы – 63,2 г


Photo Виноградные улитки «Россини»
(4 порции)

Что нужно: 1 луковица шалота, 100 г пармской ветчины, 2 ст. л. сливочного масла, 36 консервированных виноградных улиток, 1 ст. л. муки, 5 ч. л. бренди, 100 г сметаны, 3 яичных желтка, 1 ч. л. лимонного сока, соль и белый перец по вкусу, 4 валована, 2 пера зеленого лука

Что делать: Лук-шалот мелко нарубить, ветчину тонко нарезать, пассеровать в масле. Улитки обсушить и добавить к смеси. Все хорошо перемешать и слегка присыпать мукой. Влить бренди и добавить сметану. Массу подогревать на маленьком огне и перемешивать до тех пор, пока она не превратится в единый густой соус. Затем снять с огня, добавить сок лимона, соль и перец. Зеленый лук мелко порубить. Валованы немного подогреть в духовке, равномерно заполнить получившейся массой и украсить зеленым луком.

В 1 порции: 316 ккал, белки – 12 г, жиры – 22 г, углеводы – 16,4 г

Совет:

Валован – стаканчик из слоеного теста. Из готового теста с помощью рюмки сделать четное количество кружков диаметром 5 см. Рюмкой меньшего диаметра из половины кружков сделать колечки, затем смазать их желтком и приклеить к кружкам. Поверху снова смазать желтком и запекать в духовке при температуре 220 оС в течение 15 мин.


Photo Соус «Россини»
(На 500 г любой пасты)

Что нужно: 750 мл сливок 33%, полстакана пармезана, соль по вкусу, 1/2 ч. л. мускатного ореха

Что делать: Сливки довести до кипения, засыпать натертые пармезан и мускатный орех, посолить. Варить, помешивая, до загустения. Потом в соус выложить пасту. Паста не должна в нем плавать!

В 1 порции: 756 ккал, белки – 13 г, жиры – 75,6 г, углеводы – 5,6 г

Совет:
Дело вашего вкуса, что еще добавить в блюдо: слегка обжаренные шампиньоны и бекон (паста «Альфредо»), ветчину, лососину, креветки, семгу, черную и красную икру – по отдельности или все вместе.

Смотрите также

Россини




© taste.ru